Установка датчика эхолота на транец

Как правильно установить эхолот

Оснащение эхолота

1. Источник питания. Батарея (В комплект эхолота не входит)

  • Обыкновенная необслуживаемая батарея. Ее относительно легко найти в продаже. Главное, убедитесь, что она достаточно свежая. Наиболее удачная емкость батареи для большинства эхолотов 7Ah. Такой батареи для черно-белой модели хватит на 3 дня активной рыбалки, практически не выключая питания. Для питания цветной модели такой аккумулятор протянет приблизительно 2 дня (зависит от яркости экрана, частоты включения, размера экрана и т.д.), что вполне достаточно. Но все же, рекомендую обзавестись на всякий случай второй такой же батареей и спрятать ее где-нибудь в машине, если вдруг, в неподходящий момент «сядет» первая батарея, потому что забыли зарядить ее после прошлой рыбалки, или, если собрались рыбачить больше 3 дней.

В тоже время, если Вы обзавелись серьезной техникой, например, Lowrance HDS-8 c дополнительным блоком Lowrance StructureScan и собрали все это в коробке для мобильного использования, что, кстати, реально и очень удобно для использования на «резинках», лучше подойдет 12-ти, а ещё лучше 20-ти Ah аккумулятор.

И наконец, если Вы собираетесь использовать эхолот зимой – лучше купить маленький блок, чтобы собрать 4-х амперный аккумулятор из стандартных батареек. Такой комплект будет легкий, компактный и быстрый (в смысле быстро включаемый и выключаемый), с предельно низким энергопотреблением.

  • Для стационарного подключения на лодке можно использовать бортовое энергоснабжение. Но в этом случае есть особенности. Например, при неправильном, как оказалось впоследствии, подключении однажды у меня в буквальном смысле слова выгорело пол эхолота в результате скачка напряжения в сети. Что интересно – предохранитель перегорел после разрушения прибора. Еще одной неприятностью может быть отключение питания или перезагрузка эхолота во время завода двигателя. Поэтому стационарную установку лучше доверить специалистам.
  • Зарядное устройство. Главное – достаточная скорость зарядки и безопасность. Лучшие зарядки на рынке – это СТЕК (Швеция). Отличаются способностью полностью на 100% заряжать батарею. Полностью безопасны – при «переполюсовке» или после полной зарядки сами отключаются, могут заряжать при отрицательных температурах, исключают искрение при подключении клеммы, полностью безопасны для окружающей бортовой электроники во время зарядки источника питания, влагозащитные и ударопрочные. Также, некоторые модели способны восстанавливать «уставшие» батареи и быть безопасным источником питания для 12-ти вольтовой электроники от сети 220В. В своих рекламных материалах СТЕК утверждают, что генераторы наших двигателей заряжают батареи лишь на 80%, постоянный «недозаряд» разрушает батарею, а их зарядное устройство заряжает на 100%. Поэтому они рекомендуют профилактически, время от времени, заряжать все имеющиеся в хозяйстве батареи, с целью продления их службы, не говоря уже о режиме восстановления «уставших» батарей.

    Про остальные зарядки не знаю, так как пользуюсь только СТЕК. Мне просто страшновато оставлять «непонятно» работающую подзарядку без присмотра. Я знаю, что если что-то не так, он сам отключится и «уснет» (переключится в режим ожидания), а не вспыхнет в помещении.

    2. Струбцина крепления датчика к корме

    На сегодняшний день придумано много разных конструкций, в основном удачных. Конкретно для вашей лодки следует обратить внимание на достаточную длину штанги, чтобы дотянуться датчиком до угла транса (кормы). Ее длина должна позволить вынести датчик на уровень линии днища Вашей лодки. С этим могут быть определенные сложности, если лодка имеет высокий транец и большой угол кильватости в корме. Хотя на таких лодках чаще всего ставят датчик стационарно на транце.

    Второй момент – это достаточная ширина захватной части струбцины. Бывает что транцевая доска настолько широкая, что даже полностью вывинченный болт струбцины все равно не позволяет одеть ее на транец.

    3. Коробка-кейс и как все правильно собрать «до кучи»?

    Первый вариант – на рыболовном ящике.

    Популярный, но, по моему мнению, не самый лучший вариант.
    Недостатки: недостаточно устойчивая конструкция (может кувыркнуться), сложно отыскать подходящий размер, относительная дороговизна.
    Достоинства: достаточно высокая прочность особенно при минусовых температурах. Такой ящик не боится долгих лет работы под ультрафиолетом и затем на морозе.

    Мой способ.

    В разобранном виде.

    В походном положении.

    Достоинства: легко отыскать на хозяйственных рынках, много размеров, видно, что внутри, очень устойчив, невысокая стоимость.
    Недостатки: хрупковат на морозе, особенно после нескольких лет эксплуатации под влиянием ультрафиолета. Желательно укрепить дополнительно пластинкой внутреннюю сторону крышки, если устанавливается относительно тяжелая «голова», например HDS-8 или HDS-10 (хотя для такой техники лучше подобрать что-то поприличнее, например, ударопрочный, водозащищенный кейс точно подобранного размера).

    За неименем, на первое время можно обойтись и рассмотренным ящиком. При выборе обращайте внимание на качество пластика (желательно максимально эластичный) и, особенно, обращайте внимание на хорошее исполнение боковых застежек. Практика показывает, что ящика хватает на сезон, но учитывая копеечную стоимость и удачную форму все равно, как по мне – оптимальный вариант. Еще удобно, что он прозрачен, и видно все ли на месте не открывая крышку. Для продления жизни ящик можно обмотать по периметру скотчем.

    4. Правильная установка датчика-излучателя

    От этого напрямую зависит качество картинки на экране и способность работать на максимальных скоростях.

    Линия транца условно разделяет датчик пополам. Датчик по возможности перпендикулярен поверхности воды или в данном случае земли без наклонов вперед или назад. Гайка затянута в меру сильно, чтобы при ударе позволить датчику откинуться назад. Но в тоже время не очень, чтобы он не подворачивался просто от давления набегающего потока. Кронштейн датчика имеет длинные прорези для сдвигания его вверх или вниз. Изначально поставьте датчик в центр прорезей, чтобы в дальнейшем было место для маневра. Если в ходе рыбалки у Вас вдруг пропало нормальное изображение, первое что Вы должны сделать – это проверить рукой положение и, вообще, наличие датчика. Делать это нужно осторожно, лучше выключив эхолот. Однажды проверяя установку одного мощного датчика я испытал очень неприятные ощущения.



    Два типа установки датчика
    : стационарный вариант и на струбцине. Струбцина позволяет при необходимости снять датчик и перенести на другую лодку. В тоже время струбцина имеет риск быть незаметно сбитой или сдвинутой в сторону, что может привести к ухудшению изображения.

    На гребной лодке без двигателя лучше установить по килевой линии.

    Что касается сдвига датчика вправо-влево по транцу (это касается в основном глиссирующих лодок) – здесь все несколько сложнее. Многое зависит от конкретной лодки, точнее от формы и конструкции днища, особенно ее реданов. И место установки определяется каждый раз индивидуально с последующим тестом на воде.

    Хорошо установленный трансдюсер (датчик) в идеале должен:

    • Держать контакт с дном на любых скоростях при полном вывороте руля вправо-влево на максимально возможной скорости.
    • Не влиять на крен лодки.
    • Не создавать существенных брызг за кормой, обливающих пассажиров и мотор особенно при заморозках.
    • Отображать на максимальной скорости большой косяк рыбы и крупную корягу.
    • Быть достаточно защищенным от механического воздействия льдин или жестких водорослей, например чалима (водяного ореха).
    • Работа двигателя должна создавать для него минимальные помехи.
    Читайте также:  Скумбрия в масле

    Можно порекомендовать одолжить на время у кого-то струбцину и подвигать ее вверх-вниз, вправо-влево. Таким образом, предварительно найти место установки без сверления транца в ненужном месте.

    Для качественного изображения на экране, важно:

    Точностью наклона вправо – влево можно особо не заморачиваться. Принцип работы такого типа датчиков построен так, что бортовая качка и крен (наклон судна в сторону борта) особо не влияют на показания. В тоже время постоянный неправильный наклон вперед-назад делают изображение как минимум некрасивым. Конечно, если датчик от удара сильно подскочил назад – это естественно отразится на показании глубины (в большую сторону разумеется). Поэтому, если вдруг в знакомом Вам месте глубина стала намного больше, чем было всегда – проверьте, не поднялся ли датчик.


    Дуга-рыба. На современных эхолотах со встроенным Бродбенд процессором дуга-рыба будет более толстая, даже скорее объемная. Если вы заметили, что на экране все объекты в толще воды наклонились вперед или назад – это значит, что Ваш датчик наклонился и его нужно поправить.

    Для сканирующих датчиков с частотами 800-455 кГц: Датчик без боковых лучей, в принципе, еще менее требовательный к точности всех наклонов (по крайне мере мне так показалось). Но, тем не менее, искажает картинку при качке несколько больше, чем 2Д сонар датчик. И сделать с этим ничего не получиться, кроме как выбирать погоду или курс лодки таким образом, чтобы свести к минимуму качку судна.


    Скришот экрана сделанный в открытом море при значительном волнении.

    Датчик боковых лучей к наклонам вперед-назад не слишком требователен. Но наклоны вправо-влево ощутимо влияют на картинку в экране. То есть при наклоне на один борт качество изображения, скорее всего, существенно не измениться, просто полоски полезного изображения справа-слева от лодки будут разной величины – одна большая, другая маленькая. Из этого вывод – старайтесь держать лодку в горизонте, то – есть без крена на один борт. Бортовая качка еще больше ухудшает изображение боковых лучей. Выход, как и в случае с датчиком без боковых лучей – погода и курс.

    Есть еще одно решение – вынести датчики на буксируемую торпеду. Смысл в том, что лодка живет своей жизнью, а датчики на торпеде своей, более спокойной. Плюс на качество работы меньше влияет поверхностные шумы (волна, турбуленция, пузырьки, и т.д.). Также, это достаточно удобное решение для работы на арендованном, чужом судне с высокой неудобной, порой даже невозможной для установки струбцины кормой.

    Лично мой портативный сканирующий эхолот с системой (планшетным компьютером) для создания 3Д карт высокого разрешения и подключения подводной видеокамеры для записи изображения умещается в небольшой герметичный ударопрочный чемоданчик. А торпеда разбирается до обычного пластикового цилиндра. Все это имеет минимальный вес и габариты для наименьшей переплаты за багаж в случаи авиа перелета.

    В следующей статье цикла постараюсь, насколько это возможно просто, растолковать: какие частоты и лучи бывают, для чего они нужны, что они нам дают, когда, какие и как использовать.

    За подготовку материала выражаем благодарность специалисту по установке и настройке морского навигационного оборудования, Орлову Юрию

    Как установить датчик эхолота

    «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт!»

    С установкой датчика эхолота всё совершенно так же. От грамотного расположения датчика эхолота зависит правильность показаний эхолота. Так же надо обратить внимание на доступность изнутри корпуса к месту установки датчика. С наружной стороны выбирать место наименее уязвимое при посадке судна на мель, что бы избежать повреждения датчика. Установка датчика эхолота сквозь корпус всегда сопряжена с трудностями выравнивания горизонта положения датчика, для этих целей применяются прокладки изготавливаемые производителем или их можно изготовить самостоятельно. Для изготовления прокладок можно использовать прессованный гетинакс, он устойчив к длительному воздействию воды и хорошо обрабатывается, имеет малую степень расширения.

    ⛵ Кавитация

    Кавитация (от лат. cavitas — пустота), образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных газом, паром или их смесью. Кавитация возникает в результате местного понижения давления в жидкости, которое может происходить либо при увеличении её скорости, либо при прохождении акустической волны большой интенсивности во время полупериода разрежения. Перемещаясь с потоком в область с более высоким давлением или во время полупериода сжатия, кавитационный пузырёк захлопывается, излучая при этом ударную волну. Кавитация способна разрушать поверхность гребных винтов, гидротурбин, акустических излучателей и др.

    Главный враг эхолота — это кавитация, возникающая при движении. Обычно излучатель эхолота крепится на транце лодки и пузырьки воздуха, движущиеся вдоль поверхности днища, очень сильно рассеивают и поглощают ультразвук, в результате чего эхолот «теряет» дно и «слепнет». У разных моделей это выражается по-разному: цифры глубины мигают, цифры пропадают, эхолот показывает несуществующие глубины и т. д. В любом случае это неприятно, а виновата в этом только неправильная установка излучателя. Если такое случилось с Вами, то попробуйте дотянуться до датчика и ладонью провести по его нижней поверхности. Если прибор заработал, то виноваты те самые крошечные пузырьки воздуха. Если поток воды вокруг преобразователя гладок (ламинарный), то преобразователь посылает и принимает сигналы нормально. Однако если поток воды прерван грубой поверхностью или острыми гранями, то водный поток становится турбулентным, настолько что воздух отделяется от воды в форме пузырьков. Это называется «кавитацией». Если эти воздушные пузырьки проходят через корпус преобразователя (ту часть, в котором закреплен кристалл), то на дисплее эхолота виден «шум». Преобразователь разработан для работы в воде, а не в воздухе. Если воздушные пузырьки проходят через корпус преобразователя, то сигнал от преобразователя отражается от воздушных пузырьков обратно. Так как воздушные пузырьки близки к преобразователю, эти отражения очень сильны. Они будут накладываться на отражения дна, структуры водоема и сигналы рыбы, делая их трудноразличимыми или вообще незаметными. Решение этой проблемы состоит в том, чтобы делать преобразователь позволяющий воде течь мимо без создания турбулентности. Однако это сделать трудно из-за многих компонентов помещенных в современный преобразователь. Он должен быть маленьким, так, чтобы не сталкиваться с навесным мотором и его водным потоком. Преобразователь должен просто устанавливаться на транце так, чтобы просверливать минимум отверстий. Он должен подниматься без проблем при столкновении с подводными объектами. Фирма Lowrance запатентовала HS-WS преобразователь — самая передовая разработка в области высокоскоростных преобразователей. Эта технология объединяет высокоскоростные измерения с простым крепежом и безопасным подъемом при столкновении с посторонним объектом на высокой скорости. Проблема кавитации не ограничена формой и размещением преобразователя. Многие корпуса лодок создают воздушные пузырьки, которые проходят через корпус преобразователя. У многих алюминиевых лодок эта проблема появляется из-за сотен головок заклепок, которые высовываются в воду. От каждой заклепки течет струйка воздушных пузырьков, когда лодка движется, особенно на высокой скорости. Чтобы ликвидировать эту проблему нужно устанавливать корпус преобразователя ниже воздушных пузырьков, струящихся от оболочки. Это обычно означает, что Вы должны установить крепежную скобу как можно ниже на транце.

    🐠 Как правильно установить датчик

    Кроме места установки, необходимо следить и за его положением в горизонтальной плоскости, т. к. это тоже влияет, как на бесперебойную работу, так и на достоверность выдаваемой информации.

    Читайте также:  Котлеты из пикши

    Датчик должен быть строго горизонтален поверхности воды, но не всегда положение всей лодки будет одинаковым при движении с разной скоростью. Следовательно нужно определить положение лодки на тихом ходу и на глиссере, и устанавливать излучатель, чтобы его положение было наиболее близким к горизонтальному в этих положениях.

    1. Cамое плохое положение датчика, кавитация будет создаваться и самим датчиком. Некорректная работа эхолота — гарантирована.
    2. При таком положении датчика данные о глубине будут искажены.
    3. Идеальное положение датчика. Чем глубже будет опущен излучатель, тем лучше.

    На лодках с пластиковыми корпусами излучатель можно ставить изнутри лодки, как это показано на рисунке:

    О том, как правильно установить датчик эхолота, читайте в документации, которую можно скачать в разделе — «Скачать». Список документации в ближайшее время, будет дополнен.

    Правильное крепление датчика эхолота на транце

    Благодаря стремительному развитию микроэлектроники и постоянному совершенствованию технологий эхолоты перешли из разряда элитных устройств в разряд доступных для подавляющего большинства рыбаков даже с небольшим уровнем доходов.

    Одной из важнейших функций эхолота, кроме прорисовки контура и рельефа дна водоема и предоставления сведений о наличии рыбы, необходимо назвать возможность определения глубины в определенный момент времени. Это особенно актуально при рыбной ловле на мелких водоемах с мутной водой. Для корректной работы датчика эхолота необходимо знать нюансы его установки.

    После приобретения такого важного при ловле рыбы с лодки устройства, как эхолот, многие счастливые владельцы сталкиваются с проблемой закрепления его на транец собственной лодки.

    В инструкции, прилагающейся к эхолоту, предусматривается постоянное крепление датчика эхолота на транец, что не может в полной мере удовлетворять многих рыболовов, особенно обладающих несколькими лодками. Тем не менее многим рыбакам известно, насколько важно точное крепление датчика эхолота на транец для обеспечения максимальной точности его работы. И в то же время постоянное крепление эхолота очень неудобно для владельцев надувных лодок ПВХ.

    В таком случае незаменимым можно назвать установка съемного кронштейна-держателя на специальной струбцине, обеспечивающего сборно-разборное крепление датчика на транец.

    Нюансы установки

    Оптимальным местом для крепления датчика эхолота является транец лодки. При этом необходимо знать, что во время движения лодки образуется завихрение воды. Такое явление само по себе не представляет никакой серьезной опасности, но возникающие в этот момент пузырьки воздуха способны привести к таким неприятным последствиям, как:

    • К некорректной работе датчика эхолота;
    • К образованию помех;
    • К отображению нечеткой картинки на экране эхолота.

    Для того чтобы избежать появления таких помех необходимо предусмотреть регулируемое крепление для эхолота, позволяющее поднимать или опускать датчик устройства при необходимости. Возможность осуществления такого рода регулировки позволит опытным путем определить необходимую глубину погружения устройства относительно поверхности воды.

    Варианты установки

    Установку датчика эхолота на транец можно осуществить двумя способами:

    • Приобрести крепление заводского производства;
    • Сделать штангу крепления датчика своими руками из алюминиевой либо пластмассовой трубки.

    Самым простым способ установки датчика является покупка уже готового держателя из нержавеющих материалов. Датчик устанавливается на транец лодки посредством особого рода струбцины.

    Бюджетным вариантом следует считать изготовления держателя своими руками из подручных материалов, что не только позволит сэкономить некоторую сумму денег, но и получить удовольствие от созидательного труда.

    Заводское крепление

    Заводское крепление датчика эхолота имеет свои неоспоримые преимущества:

    • Отсутствует необходимость в сверлении отверстий для крепежных деталей;
    • Возможность быстрой установки и демонтажа;
    • Удобная регулировка положения эхолота по высоте.

    Единственным недостатком такого держателя следует признать достаточно высокую стоимость.

    Держатель-кронштейн производится из нержавеющей стали с особой обработкой, препятствующей возникновению царапин и механических повреждений.

    Держатель с закрепленным на нем датчиком эхолота крепится на транец надувной лодки посредством струбцины.

    В большинстве продающихся моделей реализована возможность поворота крепления датчика эхолота на требующийся угол согласно нескольким фиксированным положениям, а также возможность регулировки положения датчика по высоте. В комплект также входит два вида соединений, обеспечивающих крепление различных типов эхолотов на транец.

    Струбцина оснащена подложкой из резины, которая обеспечивает надежное сцепление с транцем лодки и предотвращает возможное прокручивание прижимного элемента.

    Изготовление держателя своими руками

    Для изготовления крепления для эхолота своими руками необходимо найти пластмассовую трубку, которая имеется в многолитровых бутылках с питьевой водой. Край трубки нужно нагреть до пластичного состояния и придать ему плоскую форму.

    Плоская часть трубки размечается под отверстия для установки датчика. Такой материал, как пластик, удобен тем, что в разогретом состоянии может гнуться под любым нужным углом. Это значительно упрощает приведение материала под конфигурацию крепления.

    Провода датчика необходимо пустить внутри трубы, для чего потребуется устройство разъема. Для более эстетичного вида всей конструкции провода также можно закрепить специальными прищепками-клипсами.

    Кронштейн лучше всего сделать из металлической трубы, желательно с толстыми стенками. Диаметр внутри трубы должен быть немного большим, чем внешней трубки из пластика, которая должна без проблем перемещаться внутри трубы металлической.

    В трубке из металла необходимо просверлить отверстие и нарезать в нем резьбу, на которую накручивается винт с барашком, устанавливающий стойку в нужном положении по высоте.

    Установка держателя на лодку

    Перед тем как установить эхолот, необходимо подобрать подходящее для его крепления место. Выбор места следует осуществлять с учетом того, что в креплениях заводского производства в качестве комплектующего может входить кронштейн, а также необходимо принять во внимание конструкцию и форму надувной лодки. Датчик эхолота должен быть обязательно полностью погружен в воду находясь на плоскости, параллельной поверхности воды. Если датчик расположит под каким-либо углом, то показания эхолота могут быть некорректными.

    Также при установке датчика следует опираться на тот факт, что при движении лодки происходит подсос воздуха под ее дно. Образовавшиеся пузырьки воздуха при попадании на излучатель устройства могут создавать значительные помехи при считывании прибором поверхности дна и выводить на экран эхолота неверные данные. Потому для установки датчика следует выбирать такое место, в котором влияние пузырьков воздуха на снятие показаний будет минимальным.

    В катерах и небольших по размерам лодках датчик, как правило, удобнее всего установить за кормой. Кронштейн для крепления эхолота заводского производства при таком расположении очень неудобен и столкновение с каким-либо препятствием по причине своей излишней прочности может привести к потере транца. В таком случае лучше заменить заводской кронштейн самодельным, сделанным своими руками из алюминиевой и пластмассовой трубок. Нелишним будет предусмотреть и возможность отбрасывания крепления при случайном столкновении с каким-либо препятствием.

    Для того чтобы навсегда забыть о проблеме крепления датчика эхолота, необходимо рассмотреть возможность вклеивания его внутрь лодки, в ее корпус. Такой вариант крепления возможен для лодок, сделанных из следующих материалов:

    Для вклейки необходимо подобрать тот участок днища, который обычно расположен рядом с килем, и обеспечивающим параллельное расположение датчика относительно водной глади. Для установки следует аккуратно снять все требующиеся слои внутри конструкции корпуса, оставив при этом только внешнюю оболочку.

    Датчик вклеивается при помощи эпоксидной смолы, надежно прижимается к наружному слою корпуса лодки. После того как смола схватилась, необходимо заполнить ею все оставшееся вокруг датчика пространство. Внешняя оболочка лодки по причине своей малой толщины не будет создавать помех при работе эхолота.

    При закреплении эхолота на резиновой лодке прочность не так уж и важна, потому кронштейн можно крепить даже к липучке. Но лучше все-таки выбрать место для установки устройства на более надежном основании, к примеру, на сиденье лодки. Для этого необходима трубка из алюминия диаметром 15-20 мм, у которой один конец сплющивается и в нем просверливается отверстие, предназначенное для крепления. Этот конец следует загнуть под прямым углом на расстоянии в 30-50 мм от края трубки. С помощью этого конца трубка закрепляется на сиденье, в котором также просверливается отверстие.

    Читайте также:  Тушеная навага с морковью и луком

    Вся трубка аккуратно сгибается таким образом, чтобы она обогнула баллон лодки и вертикально входила вниз. На высоте примерно в 10 см от уровня воды трубку необходимо обрезать. Конец сплющивается и в нем просверливается отверстие. Через получившееся отверстие посредством винтового зажима закрепляется пластина с датчиком эхолота через специальную резиновую прокладку. Таким образом, при подплытии к берегу или иному препятствию, датчик можно спокойно поднять.

    Установка эхолота на лодку

    С каждым днём растёт количество эхолотов у обладателей разнообразных плавсредств. Вместе с ростом продаж растёт и количество вопросов и жалоб на некорректную работу эхолотов, хотя сами эхолоты в этом, как правило, не виноваты. Эхолот может работать некорректно только в двух случаях: если он не исправен и если его датчик (излучатель) неправильно установлен. Третьего не дано.

    Так как вопрос неисправности решается гарантийными обязательствами, то говорить будем о правильности установки датчика (излучателя) на лодку. Особенно это касается быстроходных лодок с мощными двигателями.

    КАВИТАЦИЯ

    Кавитация (от лат. cavitas – пустота), образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных газом, паром или их смесью. Кавитация возникает в результате местного понижения давления в жидкости, которое может происходить либо при увеличении её скорости (гидродинамическая Кавитация), либо при прохождении акустической волны большой интенсивности во время полупериода разрежения (акустическая Кавитация). Перемещаясь с потоком в область с более высоким давлением или во время полупериода сжатия, кавитационный пузырёк захлопывается, излучая при этом ударную волну. Кавитация разрушает поверхность гребных винтов, гидротурбин, акустических излучателей и др.

    Главный враг эхолота — это кавитация, возникающая при движении. Обычно датчик (излучатель) эхолота крепится на транце лодки и пузырьки воздуха, движущиеся вдоль поверхности днища, очень сильно рассеивают и поглощают ультразвук, в результате чего эхолот «теряет» дно и «слепнет». У разных моделей эхолотов это выражается по-разному: цифры глубины мигают, цифры пропадают, эхолот показывает несуществующие глубины и т. д. В любом случае это неприятно, а виновата в этом только неправильная установка датчика (излучателя). Если такое случилось с Вами, то попробуйте дотянуться до датчика и ладонью провести по его нижней поверхности. Если прибор заработал, то виноваты те самые крошечные пузырьки воздуха.

    Дело в том, что разные корпуса дают разную кавитацию, и панацеи здесь нет, есть только специалист, который хорошо понимает, в каком месте лучше ставить датчик( излучатель). К глубокому сожалению таких специалистов единицы и они не в состоянии помочь всем. Выход, однако, можно найти. Можно датчик крепить таким образом, чтобы его можно было перемещать по высоте, а можно перед тем как крепить датчик намертво создать временное крепление и опытным путём установить, где его лучше закрепить. В любом случае необходимо очень серьёзно отнестись к установке датика, ибо переделывать всегда хуже, чем делать заново.

    Как правильно установить эхолот на лодку

    Кроме места установки, необходимо следить и за его положением в горизонтальной плоскости, т. к. это тоже влияет, как на бесперебойную работу, так и на достоверность выдаваемой информации.

    На этом рисунке показано, как крепится датчик «в идеале», но иногда приходится искать более подходящее место или глубину его погружения.

    Датчик должен быть строго горизонтален поверхности воды, но не всегда положение всей лодки будет одинаковым при движении с разной скоростью. Следовательно нужно определить положение лодки на тихом ходу и на глиссере, и устанавливать излучатель, чтобы его положение было наиболее близким к горизонтальному в этих положениях.

    Cамое плохое положение датчика, кавитация будет создаваться и самим датчиком. Некорректная работа эхолота — гарантирована.

    Датчик эхолота

    Как правильно закрепить
    датчик эхолота
    на транец лодки

    Прежде чем приступать к ловле с эхолотом, нужно понять принцип его действия. Прибор состоит из двух функциональных частей: корпуса с жидкокристаллическим экраном и датчика-излучателя (трансдьюсера), который крепится на транце лодки и соединяется с корпусом при помощи кабеля. Датчик непрерывно генерирует и излучает высокочастотные (ультразвуковые) сигналы, которые, отразившись от дна и других водных объектов, возвращаются обратно, неся информацию о подводной обстановке. Сила отражаемого сигнала зависит от свойств объекта (его величины, плотности и т.д.). Это позволяет компьютеру прибора различать дно, рыбу, коряги, растительность и отображать их на экране в понятном рыболову виде.

    Для того чтобы прибор работал корректно, датчик эхолота должен быть правильно установлен на транце лодки, как это показано на рисунке.

    Правильная установка датчика эхолота на лодке

    Датчик может быть прикреплен стационарно к транцу при помощи саморезов, однако его в таком случае будет нетрудно повредить о дно водоёма во время причаливания к берегу. Надувную лодку приходится часто спускать и скручивать. При этом датчик, установленный стационарно будет мешать.

    Поэтому обычно используется держатель датчика эхолота, который крепится к транцу лодки при помощи струбцины. Такой держатель можно купить в магазине, а можно изготовить самому. Магазинные держатели универсальные, поэтому дорогие. В интернете можно найти миллион конструкций креплений датчика эхолота. Я поделюсь конструкцией, которую сделал сам. Она очень простая и не дорогая.

    Для изготовления держателя излучателя эхолота я использовал кусок сантехнической полипропиленовой трубы (под пайку) диаметром 25 мм, две заглушки, две клипсы для крепления трубы к стене и один уголок 90 градусов.

    Заготовка держателя датчика эхолота

    Нужно взять два отрезка трубы, — один на 50 мм длиннее высоты транца, второй длиной 150 мм. С одной стороны труб припаиваются заглушки. Внутрь пластиковой трубы для жесткости я вставил дюралюминиевую трубку диаметром 16 мм (идеально подошла труба от старой лыжной палки). Длина дюралевых трубок равна длине полипропиленовых труб.

    Затем обе трубки впаиваются в уголок. Снизу длиной трубы при помощи нержавеющих болтов прикручивается нержавеющая пластина (размер равен размеру кронштейна датчика эхолота). Держатель датчика эхолота готов.

    Крепление датчика эхолота

    Крепление для датчика эхолота на держателе в разных проекциях

    Крепление излучателя эхолота на транец лодки:

    — в верхней части транца предварительно сверлятся два отверстия диаметром 5,5 мм;
    — при помощи болтов и гаек-барашков к транцу с наружной стороны прикручиваются две клипсы для крепления пластиковой трубы;
    — при помощи болтов и гаек-барашков к держателю крепится датчик эхолота;
    — держатель датчика эхолота защелкивается в клипсы;
    — всё.

    Держатель датчика эхолота в сборе

    При подходе к берегу держатель тянется вверх (он легко скользит в клипсах), датчик поднимается выше уровня дна и защищен от ударов. При необходимости держатель крутится за рукоятку (он легко проворачивается в клипсах) для увеличения сектора обзора эхолота. Держатель легко выщелкивается из клипс и прячется в машину, палатку или домик вместе с ящиком эхолота .

    Если вдруг случится, что держатель выскочит из клипс (у меня такого ни разу не было, клипсы держат крепко), датчик не утонет, так как он повиснет на кабеле.

    Примечание: используйте для всех креплений нержавеющие болты и гайки (их сейчас не трудно купить на рынке или в хозяйственном магазине), чтобы сборка-разборка проходили без проблем.

  • Оцените статью
    Добавить комментарий