В чем сходство и отличие земноводных и рыб

В чем сходство и отличие земноводных и рыб

Подробное решение параграф 24 по биологии для учащихся 7 класса, авторов В. В. Латюшин, В. А. Шапкин 2014

За что животные этого класса получили названия земноводных, безногих, хвостатых, бесхвостых?

Земноводные имеют приспособления, как к водной среде, так и к наземной. Безногие земноводные лишены конечностей. Хвостатые амфибии имеют длинный хвост. Бесхвостые земноводные лишены хвоста.

Какие виды земноводных встречаются в вашей местности?

В нашей местности встречаются лягушки, жабы, тритоны.

Вопросы

1. В чем сходство и отличие земноводных и рыб?

Земноводные, как и рыбы, – хладнокровные животные. Их жизнь так же связана с водой. Для обоих классов характерно наружное оплодотворение. Земноводных отличает от рыб наличие конечностей и возможность выхода на сушу, легочное дыхание и другое строение покровов.

2. Каково значение земноводных в природе?

Земноводные являются звеном цепи питания. Они служат кормом для многих птиц, рыб. Сами земноводные уничтожают многих вредных, кровососущих насекомых, слизней. Некоторые виды амфибий используют в пищу. Яд тропических лягушек используют для охоты племена Африки и Южной Америки.

3. Какие особенности позволяют земноводным жить и на суше, и в воде?

Специфически устроенные конечности помогают амфибиям плавать под водой и передвигаться прыжками по суше. Выходить на сушу и жить в воде помогает легочное и кожное дыхание.

4. В чем различие развития с превращением у земноводных и у насекомых?

Для земноводных и некоторых насекомых характерно развитие с превращением. Из яйца (икринки) выходит личинка, резко отличающаяся от взрослого животного. И прежде чем молодое животное приобретет все черты взрослого, оно претерпевает несколько стадий превращения. Для некоторых насекомых характерна стадия куколки. Эта стадия покоя. У земноводных этой стадии нет. У земноводных превращение из личинки во взрослую особь происходит постепенно.

Задания

Используя различные источники информации, перечислите земноводных, которые подлежат охране в вашей местности.

Земноводные Красной книги Московской области: краснобрюхая жерлянка, обыкновенная чесночница, зеленая жаба, гребенчатый тритон.

24. Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

Вопрос 1. В чем сходство и отличия земно­водных и рыб?

Основные отличия земноводных и рыб связаны со средой обитания и образом жизни этих животных.

Обтекаемая форма тела рыб и строение плавников обеспечивает эффективное пе­редвижение этих животных в воде. Зем­новодные также обладают обтекаемой формой тела, необходимой для водного об­раза жизни, но для передвижения на су­ше у них имеются развитые свободные ко­нечности.

Рыбы, как правило, покрыты чешуей, а у земноводных кожа голая. Это связано с тем, что наружные покровы земновод­ных принимают участие в дыхании.

С переходом к дыханию атмосферным воздухом большинство земноводных утра­тили жабры — основные органы, обеспе­чивающие дыхание в водной среде и ха­рактерные для рыб. Наружные жабры имеются только у личинок земновод­ных — головастиков и у некоторых видов хвостатых земноводных, ведущих пре­имущественно водный образ жизни, на­пример у протеев.

Вопрос 2. Каково значение земноводных в природе?

Земноводные поедают большое количе­ство насекомых, в том числе кровососу­щих, и их личинок. При этом сами слу­жат пищей многим животным.

Вопрос 3. Какие особенности позволяют зем­новодным жить и на суше, и в воде?

Читайте также:  Морской окунь польза и вред

Особенности земноводных, позволяю­щие им жить и на суше, и в воде:

1) конечности с суставными сочлене­ниями и перепонками между пальцев по­зволяют эффективно передвигаться в обо­их средах;

2) дыхание кислородом воздуха при по­мощи легких, а также растворенным в во­де кислородом через кожу или слизистую оболочку ротовой полости (у постоянно живущих в воде представителей имеются наружные жабры).

Вопрос 4. В чем различие развития с превра­щением у земноводных и у насекомых?

Для земноводных и некоторых насеко­мых характерно развитие с превращени­ем. Из яйца выходит личинка, резко от­личающаяся от взрослого животного (не­редко до такой степени, что, не зная всей истории развития данной формы, нельзя было бы считать молодое и взрослое жи­вотное принадлежащими не только к од­ному виду, но даже к одному роду, семей­ству, иногда — к одному отряду или даже классу или типу). И прежде чем молодое животное приобретет все черты взрослого, оно претерпевает несколько стадий пре­вращения.

У насекомых встречаются варианты раз­вития с превращением, в которых одна из стадий является покоящейся (не питаю­щейся и более или менее неподвижной). Это так называемая стадия куколки. Так, например, развиваются бабочки, жуки, мухи и др.

У земноводных все стадии развития ли­чинки активны.

Разница между земноводными и рыбами

Рыбы и земноводные в системе биологической классификации являются классами (или парафилетическими группами), входящими в более высокую таксономическую группу – тип позвоночных (хордовых) животных. Чем отличаются земноводные от рыб биологически? Рассмотрим вопрос, используя последние данные науки.

Происхождение

На сегодняшний день установлено, что жизнь на Земле впервые возникла в океане. Долгая эволюция простейших организмов постепенно привела к усложнению их биологической организациии в конце концов к появлению рыб – позвоночных животных, чья жизнь полностью связана с водоемами. Когда растения вышли из океана на сушу, животные двинулись вслед за источниками пищи: сначала «вегетарианцы», а затем и хищники. Рыбы, постепенно видоизменяясь, стали преобразовываться в существа, более приспособленные для жизни на мелководье и прилегающих к берегу участках суши – так появились земноводные.

Отличие земноводных от рыб в первую очередь в том, что они адаптировались к дыханию вне океана. Однако тесная связь с водоемом заставила развить комбинированное дыхание: кроме легких (как у всех обитателей суши), у земноводных есть дополнительные органы дыхания – жабры, а некоторые вообще дышат с помощью кожного покрова (это называется «кожное дыхание»). Однако ряд видов имеет только легкие – например, жабы, которые живут в более сухой среде, чем большинство земноводных.

Сравнение

Таксономически (то есть в системе классификации) рыбы и земноводные являются равнозначными классами позвоночных животных. Как мы установили, земноводные произошли от рыб в процессе приспосабливания к изменившимся условиям жизни. Вместе с тем у них осталось довольно большое количество одинаковых черт строения, образа жизни и размножения. Что же у них общего?

Во-первых, это размножение, которое осуществляется с помощью метания икры. Разумеется, из этого правила есть исключения. Существуют живородящие рыбы (например, некоторые акулы) и живородящие земноводные (ряд видов жаб и саламандр). Однако размножение путем икрометания встречается и у рыб, и у земноводных значительно чаще. Живорождение – это, скорее, исключение из правил.

Во-вторых, и те и другие являются холоднокровными животными, поэтому сильно зависят от температуры окружающей среды: если для рыб среда более комфортна – ведь вода не остывает ниже нуля (у них всегда есть возможность уйти от «наступающего» льда на глубину), то у земноводных не все так хорошо. Когда температура воздуха становится слишком низкой для нормального метаболизма, они впадают в спячку. Интересно, что практически все земноводные не могут жить в соленой воде, в то время как рыбы распространены повсеместно. Это связано с особенностями кожного дыхания: через чувствительную кожу растворенная в морской воде соль «вытягивает» из организма животного влагу, которая имеет меньшую соленость, и оно гибнет от обезвоживания – такой вот парадокс! Исключением является южноамериканская жаба-ага, которая в процессе эволюции приспособилась к жизни в соленой воде.

Читайте также:  Масляная рыба вред и польза

Таблица

Подведем итог, в чем разница между земноводными и рыбами. Помимо перечисленного, можно добавить, что у икромечущих земноводных в процессе размножения присутствует стадия, которой нет у рыб. Это, например, всем нам хорошо известные головастики – промежуточное звено между икринкой и взрослой лягушкой. Кстати, изучая его развитие, биологи смогли наблюдать своего рода мини-эволюцию земноводных. Головастики появляются на свет с наружными жабрами и хвостами, но без лап. Постепенно у них возникает легочное дыхание, отваливается хвост и вырастают лапы – и вскоре перед нами предстает полноценная лягушка.

В чем сходство и отличие земноводных и рыб

1. И те, и те относятся к одному типу – Хордовые.

3. Двухсторонняя симметрия.

4. Наличие гомологичных органов.

5. Развиваются с трех зародышевых листков.

6. Размножаются в воде.

7. Земноводные откладывают икру очень похожую на рыбью.

8. Головастики(личинки, что развиваются из икринок земноводных) имеют внешнее и внутреннее сходство с рыбами.

1. У земноводных вместо плавников имеются парные конечности.

2. У земноводных развито внутреннее и среднее ухо, а у рыб только внутреннее.

3. В отличии от рыб череп земноводных соединен с позвоночником.

4. У земноводных два круга кровообращения и трехкамерное сердце, а у рыб один круг и двухкамерное сердце.

5. Мозг земноводных лучше развит чем у рыб.

Земноводными называют позвоночных животных, размножение и подрастание которых происходит в воде или влажной среде, а когда вырастают, они живут на суше. Рыбы – это животные, постоянно живущие в воде.

Сравнительные характеристики

Смена обитания всегда приводит к разноплановым изменениям и среди самих обитателей. Сравнение между рыбами и земноводными можно провести по ряду факторов:

  • место жизни;
  • способ размножения;
  • внешний состав тела;
  • состав внутренних органов

Сходства

Можно выделить ряд общих черт. Во-первых, они обитают в воде. Во-вторых, и одни, и другие имеют позвоночник, череп, голову, туловище.Тело у них покрыто кожей и присутствует слизь. Тело и у одних, и у других имеет двухстороннюю симметрию. Они могут видеть и слышать. У них присутствуют обоняние и осязание. Они различают пищу на вкус. Их сердце состоит из предсердия и желудочка. В головном мозге насчитывается пять отделов. Размножаются путем наружного оплодотворения при помощи яичников и семенников.

Отличия

Для возможности быстро плавать, изгибаясь при этом, у рыб в течение жизни приспособилось тело, оно сплюснуто с двух сторон. Земноводным это не надо, их тело приспособлено, наоборот, к передвижению по земле. Оно у них сжато сверху. При таком положении им удобнее передвигаться. Земноводные животные имеют конечности, которых нет у рыб. Конечности могут разгибаться. Это осуществляется благодаря мышцам, которые прикреплены к ним. Конечности поддерживают также тело животного над землей.

Читайте также:  Заливной пирог с рыбными консервами в мультиварке

Для того, чтобы иметь возможность наблюдать вокруг себя, у земноводных появляется шея. Их позвоночник также стал сложнее. В нем теперь различают несколько частей, согласно частям тела.

Когда земноводные вырастают, их жабры, которые есть при рождении, постепенно усыхают, и они дышат теперь легкими и гладкой кожей через открытые поры. Рыбы, наоборот, дышат через жабры. Тело рыб покрывает чешуя, которая защищает от трения. Кровообращение происходит кругами, у рыб он один, а у земноводных – два.Еще у земноводных органы зрения развиты намного лучше, чем у рыб.

Сходства: тип хордовые,развитие и размножение в воде, одни и те же икринки, хладнокровные, головастики внутренне и внешне схожи с рыбами
Различия: у земноводных: легкие, нет хвоста и плавников, нет боковой линии, живут на суше, трехкамерное сердце, 2 круга кровообращения;

Сходство и различие

Скачать
презентациюРыбы >>

Сходство и различие в строении сердца и кровеносной системы рыб и земноводных. Рыбы: сердце – тело – сердце. Земноводные: ….. – ….. – ….. ….. – ….. – ….. . «Я лягушку распластаю, да и посмотрю, что у нее внутри делается, а так как мы с тобой те же лягушки, и я буду знать, что у нас внутри делается.» Базаров. «Отцы и дети».

Слайд 7 из презентации «Характеристика амфибий». Размер архива с презентацией 761 КБ.

Биология 7 класс

«Размножение птиц» – Послегнездовой период. В чем вы видите удачность построения гнезд. Оседлые птицы. Выпь на гнезде. Как проявляются признаки высокой организации в процессе размножения и развития птиц. Гнездо. Сезонные явления в жизни птиц. Насиживание. Почему поет соловей. Токование дрофы. Размножение птиц. Снаружи яйцо птиц защищено кожистой оболочкой. Откладка яиц. Схема гнездовых и зимних ареалов деревенской ласточки.

«Гривистый волк» – Повсеместно на своём ареале редок. Самцы в неволе устанавливают иерархические отношения. Конечности тёмные. На морде бывают тёмные пятна. От макушки до середины спины идёт чёрная полоса. Гривистый волк населяет в основном открытые травянистые и кустарниковые равнины. Гривастый Волк. Самец и самка отдыхают, охотятся и путешествуют порознь. Общая окраска желтовато-рыжая, подбородок и конец хвоста светлые.

«Характеристика земноводных» – Дыхательная система. Череп. Обмен веществ. Тазовый пояс. Покровы тела. Нервная система. Легкие. Обоняние. Кровеносная система. Вкус. Пищеварительная система. Задняя конечность. Передний мозг. Мускулатура. Кровеносная система (сердце). Отделы тела. Позвоночник. Органы чувств. Плечевой пояс. Общая характеристика класса Земноводные. Механизм дыхания. Класс Земноводные. Скелет. Питание. Слух. Зрение. Передвижение.

«Царство Грибы» – Моховик пестрый. Грибы. Трутовик сосновый. Звездовик бахромчатый. Хитридиомицеты. Царство грибов. Верхушечный рост. Виды плесневых грибов. Синяк. Загнивание оставшегося основания.

«Алгоритм ухода за растениями» – Закрепление изученного материала. Роль комнатных растений в жизни человека. Циссус ромболистный. Живые растения. Бегония. Смеси. Растения в интерьере кухни. Мои советы. Узамбарская фиалка. Выбор растений для озеленения кухни. План кухни. Описание кухни. Описание помещения. Посадка растений. Мои растения. Подкормка. Познакомить учащихся с ролью комнатных растений. Жасмин. Папоротник. Виды комнатных растений.

«Сосновый бор» – Изучение состояния древостоя. Расчёт площади зелёных насаждений. Ель. Шкала оценки состояния древостоя. Состояние древостоя соснового леса. Дуб. Газовый состав. Малина. Береза. Оценка состояния древостоя соснового бора. Газовый состав атмосферы. Хвойные деревья. Сосна. Осина. Практические выводы. Ярусность. Предложения. Состояние соснового бора. Сосновый бор. Влияние растений на состав воздуха. Биоиндикационная методика.

Всего в теме «Биология 7 класс» 149 презентаций

Оцените статью
Добавить комментарий